В среднеуральском роддоме уже несколько лет ведется работа по консультированию будущих мам, рассматривающих перспективу прерывания беременности. Продолжается она и сейчас – несмотря на пандемию. О том, какие мотивы толкают женщину на аборт и возможно ли пройти через него без психологической травмы, а также что чувствует мама, сохранившая жизнь малышу, рассказывает психолог Ирина МОРОЗОВА.
- Ирина Владимировна, насколько часто на практике женщина искренне не хочет рожать? Мотив для аборта - это внутреннее, личное нежелание женщины стать матерью или сумма внешних факторов - финансовых, бытовых и так далее?
- На консультацию по доабортному консультированию приходят женщины, проживающие определённый кризис. Часто они приходят в состоянии эмоционального истощения. Женщины наполнены внутренними страхами, тревогами, которые диктуют им этот выбор. Искреннее нежелание рожать может быть продиктовано скрытой травмой детско-родительских отношений, давлением близких, несформированной личной позицией. Поэтому как такового истинного мотива как «внутреннее, личное нежелание женщины стать матерью» – нет. Это всегда «клубок» из смеси жизненных обстоятельств и эмоционального состояния, который мы пытаемся прояснить на консультации, чтобы найти более конструктивное решение в сложившейся ситуации. Найти внутренние и внешние ресурсы, чтобы посмотреть на происходящее с разных сторон и открыть для себя новые возможности.
- Реально ли пройти через аборт без психологической травмы? Даёте ли Вы советы в ходе общения с женщиной, твердо решившей прервать беременность, о том, как свести к минимуму негативные последствия для ее эмоциональной сферы?
- Бесследно это пройти не может. Остаются гормональные сбои. Кроме того, психологическая травма остается. Возможно срабатывание психологических защит, например, вытеснение – когда травмирующий для психики фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное. Женщина как бы забывает о том, что было, не чувствует боли в настоящий момент. Но это как «бомба замедленного действия» в долгосрочной перспективе.
В ходе консультации мы проговариваем возможные последствия. Важным моментом для женщины, решившей прервать беременность, является момент осознания своего выбора, проживание и отпускание эмоций, работа с чувством вины, состоянием депрессии, внутренней опустошенности. Это не говоря об известных осложнениях.
Известны этапы проживания травмы (горя): отрицание; злость; торг; депрессия; принятие.
Чтобы пережить травму, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые она вызывает. Пережить травму — значит, не только испытать соответствующие эмоции, но и преодолеть их. Это возможно.
- Насколько вероятно, на Ваш взгляд, что женщина, сохранив ребенка, впоследствии пожалеет об этом и будет транслировать на малыша свою досаду и разочарование?
- Это не простой вопрос. Он во многом зависит от осознанности женщины, от её психологической зрелости, эмоционального и психического состояния, ближнего окружения, родовых сценариев (особенно взаимоотношения с мамой). Много факторов. Да, такие случаи возможны, к сожалению.
Да и послеродовую депрессию никто не отменял. Поэтому на консультации важно проговаривать зону ответственности женщины – забота о себе. Это и поиск ресурсных состояний – необходимость личного времени для мамы, формирование «группы поддержки из ближнего окружения», возможность принимать помощь и поддержку (зачастую у современных женщин с этим не просто, потому что привыкли нести на себе груз ответственности).
Важным встаёт вопрос доверия в семье, когда женщина открыто может сказать о том, что с ней происходит. Это помогает почувствовать состояние внутреннего спокойствия, защищенности, которые помогут ей справиться.
Важен внутренний настрой женщины, формирование «материнской доминанты» - психологической готовность женщины к материнству. Положительную психологическую установку женщины на материнство, на благополучное вынашивание беременности, положительный эмоциональный настрой на роды и кормление малыша грудью помогут сформировать окружающие ее люди, врачи женской консультации, которым женщина доверяет, перинатальные психологи.