С октября 2018 года в России действует Национальный проект «Здравоохранение». Одна из его задач – значительное снижение показателей смертности от злокачественных новообразований к 2024 году. В рамках нацпроекта в Свердловской области, в частности, открываются центры амбулаторной онкологической помощи. Они работают на базе медучреждений в муниципалитетах региона и позволяют пациентам получать необходимые виды лечения по месту жительства.
Свердловская область вышла на новый уровень оказания химиотерапевтической помощи: количество проведенных курсов лекарственного лечения, по сравнению с 2019 годом, возросло практически вдвое и составило 69 тысяч. Пациенты проходили терапию в областном онкоцентре и центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), в числе которых – открытый на базе Верхнепышминской ЦГБ в декабре 2019 года ЦАОП. С его руководителем, Альбертом Викторовичем СУББОТИНЫМ, мы обсудили итоги первого года работы подразделения, особенности взаимодействия с пациентами, которым поставлен непростой диагноз, и перспективы научных разработок в области лечения рака.
- Альберт Викторович, расскажите немного о себе.
- Я родился в городе Свердловске. В 2011 году закончил Уральскую государственную медицинскую академию, после чего прошел интернатуру по хирургии. За время работы получил несколько специализаций: эндоскопия, рентгенология, УЗИ-диагностика. С декабря 2019 года возглавляю ЦАОП Верхнепышминской ЦГБ.
- Каковы итоги 2020 года в цифрах?
- По итогам 2020 года на учете у онколога состоит 3134 человека. В 2020 году на учет взято 402 человека. Если сравнивать мужчин и женщин, то доля пациентов женского пола несколько превалирует. В структуре заболеваемости у мужчин преобладают злокачественные новообразования легких, у женщин – злокачественные новообразования молочных желез.
Первичная заболеваемость в 2020 году - 362,7 человек на 100 тысяч населения. При этом областной показатель составляет 404,1.
В течение 2020 года в ЦАОПе было принято 6397 пациентов, 1443 из которых получили химиотерапевтическое лечение. Отмечу, что во время пандемии и введения плановых ограничений Центр продолжал работать и оказывать помощь пациентам в штатном режиме.
- Какова основная задача ЦАОПа?
- Основной задачей отделения является организация оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. На нашем этапе мы должны как можно быстрее провести все необходимые обследования для установления диагноза, включая установление распространенности онкологического процесса и стадию заболевания. После этого больной направляется в Свердловский областной онкологический диспансер для определения тактики лечения.
- От каких факторов зависит риск появления в организме злокачественных клеток?
- Факторов риска может быть множество - алкоголь, курение, вредные производства, длительный стресс, низкое качество пищи, нерегулярное питание, отсутствие физической активности, хроническое воспаление, некоторые инфекции. Конечно, по мере возможности надо постараться отказаться от вредных привычек, больше двигаться, совершать прогулки на свежем воздухе.
Назвать какие-то специфические симптомы рака достаточно сложно, поскольку они могут значительно отличаться в зависимости от локализации и вида опухоли. Если вас беспокоит что-то, если вы сами обнаружили непривычное уплотнение в любом месте, увеличились лимфоузлы без признаков воспаления, родинка изменила размер и форму, чувствуете недомогание и слабость без каких-либо причин, стоит обратиться к врачу, рассказать о том, что вас беспокоит.
Если вы состоите на учете у врача с каким-нибудь хроническим заболеванием, старайтесь посещать его регулярно. Также ранней выявляемости злокачественных новообразований способствует диспансеризация населения. И не стоит забывать, что риск заболевания увеличивается с возрастом.
- Онкология занимает особое место среди заболеваний. Насколько в нынешней реальности оправдан тезис о неизлечимости рака? Какие существуют способы помочь пациенту не потерять оптимизма в борьбе с ним?
- О неизлечимости рака можно говорить много. Здесь имеет значение большое число факторов - когда пациент обратился за помощью, на какой стадии все это выявлено. Я думаю, все знают, что чем раньше, тем лучше. Первая-вторая стадии имеют хороший прогноз: пациенты успешно лечатся и живут без рецидивов десятки лет.
Конечно, нужно объяснять пациентам специфику диагноза, рассказывать о лечении, предоставлять достаточное количество информации. Чем больше человек знает, тем легче складывается контакт между врачом и пациентом. Если пациент не доверяет врачу, он также будет относиться с недоверием и к назначенному лечению, а в итоге может просто от него отказаться.
Конечно, пациенты бывают с разным психоэмоциональным настроем. Найти индивидуальный подход к каждому не всегда просто вследствие большого количества пациентов. Но, несмотря на это, наши специалисты всегда в контакте с пациентами, делают все необходимое вовремя и на высоком уровне. В психологическом плане большую роль играют семья и близкие, в этот момент человек, как никогда, нуждается в поддержке близких. Поэтому также важно работать с родственниками.
- Каковы, на Ваш взгляд, три главных принципа врача, работающего с онкологическими больными?
- На мой взгляд, врач должен быть компетентным, сдержанным и в то же время оптимистично настроенным, готовым к борьбе с заболеванием вместе с пациентом.
- Как вы оцениваете современные препараты для химиотерапии?
- На рынке большое количество достойных препаратов как российского, так и зарубежного производства. Как и вся современная медицина, онкология не стоит на месте, за последние 5-10 лет появились новые подходы в диагностике и лечении онкологических заболеваний. В терапии используются как российские, так и зарубежные препараты. На мой взгляд, эффективность лечения подтверждается тем фактом, что пятилетняя выживаемость среди пациентов ежегодно увеличивается.
- Что такое иммунная терапия в онкологии? Как она действует?
- Если говорить о лекарственной терапии в онкологии, то, наверное, сразу у всех в голове возникает химиотерапия. Если кратко, то это воздействие специальных цитостатических препаратов на клетки опухоли.
Следующим этапом было появление таргетной терапии, которая избирательно действует на межклеточное взаимодействие. Для этого проводится иммуногистохимическое исследование.
Дальнейшее развитие - как раз иммуноонкология. Самые перспективные исследования сейчас проводятся именно здесь. Иммунотерапия - метод лечения, при котором лекарство действует не на опухоль, а на иммунитет, помогая ему обнаружить раковые клетки. Последние исследования показывают, что будущее за комбинированной терапией: химиотерапия+таргетная+иммунотерапия.
- Стала ли, на Ваш взгляд, мировая наука ближе к достижению такой цели, как поиск лекарства от рака? Насколько реально ожидать его?
- Надеюсь, что через пару лет мы сможем говорить об онкологии как о хроническом заболевании, которое при своевременной диагностике и адекватном лечении позволит пациентам долгие годы сохранять высокое качество жизни.